Формирование творческих способностей учащихся  в процессе трудовой деятельности.

 

Ребенок, словно чистый лист бумаги

Неосторожно не сомни его судьбу

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

             В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев представляет своё видение будущего страны по различным направлениям социальной и экономической жизни. Особое внимание в своём докладе в 2008 году глава государства уделил современному образованию, что дало новый импульс для продолжения процесса модернизации общего образования. «Президентские инициативы» легли в основу разрабатываемой Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», её составляющими стали пять направлений, одно из которых - разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Поэтому в современных условиях сегодняшнего дня вопрос о развитии творческой  деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках технологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид.

            Я - учитель, на мой взгляд, самого нужного в жизни человека предмета – технологии. А это значит, что я должна сформировать из каждого ребенка личность. Как известно, личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность. Своей первоочередной задачей, считаю, развитие и реализацию творческого начала у каждого школьника, через использование в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам через тысячелетнюю историю мира, как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

           Учебная программа предмета «Технология» состоит из модулей и насыщена интересными и разнообразными темами, поэтому на уроках можно легко вовлечь детей в различные виды творческой деятельности. Учащиеся могут попробовать себя в роли дизайнера, разрабатывающего интерьер своей комнаты или  художника-модельера, создающего модели костюмов, современной стильной одежды. Для реализации поставленных целей на своих уроках использую метод проектов. Считаю, что этот метод - путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от выполненного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность, причем как у девочек, так и у мальчиков. Данный вывод нашел свое доказательство во время уроков и отражен в работе «Особенности организации проектной деятельности при совместном обучении мальчиков и девочек», с которой в 2008 году я делилась опытом на уровне Республики Хакасия. Работа положительно оценена коллегами, данный материал готовиться к печати.

           В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов – инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на уроках. В нашем Лицее уделяется огромное внимание процессу информатизации образования. В ходе реализации приоритетного национального проекта “Образование”, учреждение, в котором я работаю, МОУ Лицей № 7 г. Саяногорска стал победителем в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Теперь в нашем образовательном учреждении работают современные компьютерные классы, оборудован компьютерный лекционный зал.

Я считаю, что не только дети, но и учителя должны быть разносторонне развиты, и идти в ногу со временем. Поэтому компьютер – один из моих помощников на уроке. Полагаю, что применение информационных технологий позволяет мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в предмете “технология”. В 2008 году мною, совместно с учителем технологии поселка Сизая Шушенского района, на базе Московской средней общеобразовательной школы им. И. Ярыгина, организован и проведен межрегиональный семинар учителей технологии города Саяногорска и поселка Сизая по теме: «Современный урок с применением ИКТ», где я поделилась опытом на тему: «Обеспечение качества и результатов образования через инновационную деятельность».  В ходе совместной работы сделан вывод, что  при использовании информационных технологий на современном уроке повышается мотивация учения и стимулируется  познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, открываются новые возможности в творчестве учащихся. Впереди нас ожидает новая совместная работа и обмен опытом.

В 2004 году, работая над темой по самообразованию "Методическое обеспечение программной технологи - "Культура дома",  мною разработаны уроки раздела: "Красота, здоровье и гигиена девушки" для 7 класса - "Уход за волосами и причёски"; для 8 класса – "Уход за руками, маникюр"; для 9 класса – "Уход за кожей лица"; и "Макияж". Девочки понимают необходимость в проведении таких уроков, заинтересованы в дальнейшем изучении материалов по уходу за собой. Они пишут дополнительные рефераты, изучают соответствующую литературу, понимая, что каждая девушка должна быть красивой, изящной и женственной.

Данные разработки отправлены  на Всероссийский конкурс «Педагогические инновации»  по результатам которого я награждена дипломом 2 степени. Урок по теме: «Макияж» был отправлен на Всероссийский фестиваль «Открытый урок». За данную работу я также награждена дипломом. Когда есть результат твоего труда, возникает потребность для дальнейшего совершенствования.  В 2005 году разработала и внедрила в практику работы собственные программы элективных курсов для учащихся 9-х классов: «Мода и мы», «Макияж и секреты красоты». Данные курсы прошли экспертизу предметной комиссии Экспертно-методического совета при городском методическом кабинете  ГорОО г. Саяногорска, внесены в банк данных муниципальной образовательной сети и рекомендованы для использования в работе учителям технологии образовательных учреждений.

Создавая условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, использую метод обучения в сотрудничестве. Эта технология вполне вписывается в классно-урочную систему, внеклассную работу на кружках,  позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. В течение нескольких  лет работы я стремлюсь привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных художественной обработкой материалов. Для этого мною разработаны рабочие  программы: «Художественная вышивка», «Вязание», «Студия юного дизайнера», «Бисероплетение»,  имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к кружковой деятельности подростков.

Под моим руководством в Лицее № 7 г. Саяногорска действует студия «Юного дизайнера» и кружки декоративно-прикладного искусства. Дети  с большим интересом вышивают, рисуют по ткани, создают современные коллекции одежды, связанные крючком и сшитые из различных текстильных материалов. Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям в кружках и объединениях.

В целях вовлечения учащихся в деятельность кружков декоративно-прикладного искусства мной разработано и ежегодно проводится внеклассное мероприятие «Город мастеров». В сотрудничестве с учителями технического, обслуживающего труда, изобразительного искусства, музыки организуются 11 мастерских для учащихся по всем видам творчества. В ходе этого мероприятия проводятся практические занятия, викторины, конкурсы. Усилия учителей направлены на формирование профессионального самоопределения,  осмысленного отношения к труду, как важнейшей нравственной ценности. В ходе этих занятий формируется понятие того, что личность может раскрыться только через труд. Материал по разработке оценён на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» дипломом 2 степени.

          Результатом внеурочной деятельности является участие выполненных творческих работ учащихся в муниципальных, Республиканских и Всероссийских конкурсах и фестивалях:

В 2004 уч.году моя ученица 11 класса в Республиканском конкурсе, проведенном Хакасским государственным университетом «Юные таланты в дизайне одежды», заняла 2 место.

В 2006 уч.году коллектив «Коллейдоскоп» занимает 2 место в первом  Городском фестивале - конкурсе детского и юношеского творчества «Зажигаются звезды».

В 2007 уч. году мы с театром мод «Стиль» принимаем участие во II Республиканском  конкурсе «Созвездие юных».

 В 2008 уч. году участники студии «Юный дизайнер» со своими моделями в Республиканском  конкурсе «Юные таланты в дизайне одежды» занимают 3 место.

В 2009 уч.году студия «Юный дизайнер» с коллекцией «Ночная сказка» в городском фестиваль - конкурсе детского и юношеского творчества «Зажигаются звезды» занимают 2 место.

          И все победы - это показатель творческого уровня детей.

Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру, а переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах.

          Считаю, что такие занятия – это одна из ступенек в подготовке их к трудовой деятельности. Ведь декоративное искусство – неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в изделиях художественных промыслов то, что в них сохраняются и продолжаются традиции декоративного народного искусства. Следуя традициям, создавая вещи своими руками, на занятиях дети возвращаются к истокам народного творчества. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры. Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор.

          Мною разработаны и внедряются, как в учебную, так и в воспитательную работу компоненты этно - культурной составляющей: занятия с использованием регионального компонента «Хакасская национальная вышивка», «Русская вышивка»; В кабинете «Технология» Лицея № 7 функционирует выставка «Национальный костюм». По представленным экспонатам дети наглядно изучают особенности пошива и отделки хакасской и русской национальной одежды.  Учащиеся изготавливают работы по старинным  технологиям, которые занимают приоритетное место на выставках и музее лицея. На уроках кулинарии, учащиеся изучают: «Особенности хакасской кухни»; «Русская обрядовая  кухня», осваивают технологию приготовления национальных блюд, особенностей национальных праздников, обрядов народов Хакасии.

Систематически участвуем в городских выставках декоративно - прикладного искусства, проводимых в городском музее, в научно- исследовательской работе «Хакасская национальная одежда. Жилище для души».

В 2007 году по результатам VI городского Краеведческого марафона, посвящённого 300-летию добровольного присоединения Хакассии к России,  мои учащиеся заняли первое место в конкурсе «Кукла в национальном костюме». Изготовление национальных костюмов позволяет детям узнать о быте, традициях русского, хакасского народов, подводит ребят к мысли о том, что национальная гордость основывается на чутком отношении к малым народам,  воспитывается внимание и уважение к культурному наследию.  Проводимые мероприятия раскрывают перед учащимися богатство культуры, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

        Опыт работы по данной теме обобщён и отражён в статье «Этнокультурологическая составляющая образовательной области «Технология» в формировании целостной модели выпускника школы». С этой темой я выступала на республиканской национально-региональной научно-практической конференции учителей. Материал опубликован в сборнике «Национально-региональный компонент в содержании современного образования: опыт, проблемы, перспективы», под редакцией ХРИПК и ПРО г. Абакан- 2004 год.

          В 2007 году делилась опытом работы по теме: «Реализация НРК на уроках технологии на примере Лицея №7 г. Саяногорска» на республиканском семинаре учителей технологии. Материал опубликован в сборнике «Реализация Регионального компонента на уроках технологии» /Сост. Ошкай Ж.А. -Абакан Издательство ГОУ ДПО «ХРИПК и ПРО» «РОСА», 2008г., статья «Реализация Регионального компонента Базисного учебного плана на уроках технологии».    Опыт работы по реализации этно-культурной составляющей обобщен и признан педагогами города и республики.

          С 2000 года являюсь  руководителем городского методического объединения учителей технологии. Совместно с учителями ежегодно планируем работу, проводим методические совещания, творческие отчеты, конкурсы, семинары, круглые столы, мастер-классы по инновационным направлениям деятельности. В процессе творческой работы необходимо взаимопосещение уроков, выставок, коллективных творческих мероприятий, что способствует сплочению в работе. Ежегодно делимся опытом работы по разнообразным темам: «Мотивация учения школьников и пути их стимулирования»; «Организация педагогического процесса с точки зрения здоровьесбережения»; «Личностно-ориентированный подход в трудовом воспитании»; «Обеспечение качества и результатов образования через инновационную деятельность» и др.

          Налажена связь учителей технологии с учреждением дополнительного образования Центр детского творчества г. Саяногорска. Совместно с педагогами центра ежегодно проводим  КВН «Остров мастериц», где учащиеся делятся  своими знаниями, навыками и умениями в виде конкурсных заданий. Отлаженная работа позволяет в сотрудничестве выполнять основную педагогическую цель учителей технологии – развитие творческих способностей учащихся.

            В городе Саяногорске учителями технологии уже не один год ведётся экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». Согласованность действий в реализации этого курса всех специалистов (педагогов, психологов, специалистов профориентационого центра службы занятости города) достигается через обучающие и практические семинары. Для консультаций учителей технологии  по внедрению новых методов работы я, как руководитель ГМО, привлекаю специалистов профориентационого центра службы занятости г. Саяногорска.

          В работе Лицея № 7 я при совместной работе с психологом для учащихся 8х-9х классов использую в процессе преподавания активизирующие профконсультационные методики, диагностики, что способствует правильному выбору профиля обучения в 10-классе. Это позволяет выпускнику самостоятельно «выстраивать» свою профессиональную карьеру с учетом требований рынка труда. В результате целенаправленной работы выпускники нашего учреждения осознанно выбирают дальнейшее направление обучения и после окончания высшего учебного заведения добиваются успехов в трудовой деятельности

Совместный опыт работы  с психологом Лицея №7 по профессиональному самоопределению учащихся обобщен и одобрен на Всероссийском конкурсе «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях». По результатам конкурса работа награждена дипломом II степени. В 2008 году статья «Профессиональное самоопределение учащихся (из опыта работы педагогов МОУ Лицей №7 г. Саяногорска)» отправлена для публикации в журнал «Школа и производство».

Совместный опыт работы учителей технологии города Саяногорска в 2006 году был представлен и обобщен на республиканском семинаре «Профессиональное самоопределение учащихся»  для слушателей курсов при ХРИПК и ПРО, учителей технологии ОУ РХ.  Материалы проведённого  семинара опубликованы в сборнике «Я выбираю профессию», который издан под редакцией ГОУ ДПО «ХРИПК и ПРО» «РОСА» Абакан - 2008г.   

         Ежегодно учителя технологии нашего города предоставляют творческие коллекции своих учащихся в Хакасском государственном университете через проведение конкурса «Юные таланты в дизайне одежды». Победители конкурса зачисляются в университет и обучаются по данному направлению на бюджетной основе. Это, в свою очередь стимулирует учащихся.

Для распространения своего педагогического опыта я выступаю перед учителями Республики Хакасия на проблемных курсах, являясь внештатным лектором при Хакасском Республиканском институте повышения квалификации и ПРО.

         Психологи утверждают, что развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстаивать. У него более высокая работоспособность: но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться мышление. Думающий и чувствующий человек — это и есть человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, самореализации социальной адаптации, которого должна выпускать в жизнь современная школа. Президентская национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», в системе поиска и поддержки талантливых детей по предмету технология в нашем Лицее успешно претворяется в жизнь.

        Сегодня, когда отношение в обществе  к предмету формируется в зависимости от того, сдают выпускники ЕГЭ или нет, очень трудно говорить о значимости предмета технологии. Я убеждена, что именно мой предмет даёт возможность ребёнку быть успешным, творить, создавать авторские изделия, потому что очень важно быть оценённым – иметь возможность делиться радостью творчества с окружающими. В любой профессии будут востребованы те искры радости в душе ребёнка, которые он испытал во время моих уроков. Они помогут  ему реализоваться как профессионалу, и как успешной личности, востребованной обществом.


Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

                                      Борис Пастернак

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz