РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. Ведь «чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».

Осуществляя задачу внедрения национально - регионального компонента в образовательный процесс предмета  технология в Лицеи №7 г. Саяногорска ведется элективный курс по выбору учащихся «Национальные традиции в прикладном искусстве». Проводятся занятия по декоративно- прикладному искусству во внеурочное время в виде кружка, где учащиеся изучают теоретические вопросы с последующим формированием практических навыков и умений. Народное декоративно - прикладное искусство открывает большие возможности для вовлечения учащихся в традиционные виды художественного труда. В центре внимания находятся задачи сохранения народного художественного наследия, его изучения, освоения и использования в сегодняшней жизни.

Растущий интерес к национальным традициям в прикладном искусстве послужил толчком к разработке и внедрению в программу по "Технологии" блока "Хакасская национальная вышивка, как вид народно - прикладного творчества".

В этой связи учащиеся 5-8 классов изучают: обработку конструкционных материалов с учётом национальных традиций; Изготовление изделий с использованием художественных национальных орнаментов; Технику выполнения национальной вышивки.(18 часов).

Свои занятия по этой теме начинаю с истории хакасской вышивки.

Искусство вышивки, её традиции хранят женщины, очень часто передавая их по наследству. Создание и копирование узоров являлось одним из основных этапов изготовления вышивки. Трафареты вышивок "ульгу" создают наиболее одарённые, много лет вышивавшие мастерицы. Учащиеся изучают процесс изготовления вышивки: сначала из бумаги, бересты или кожи вырезался образец узора, который затем накладывался на ткань или овчину, обводился мелом, обмылком или стежками ниток контур рисунка.

Мы на уроках применяем цветную авторучку, на темной ткани с ее помощью можно воспроизвести любой орнамент. Учащиеся по своему вкусу могут изменить или убрать некоторые детали, включить новые, видоизменить третьи. Здесь немаловажно иметь художественный вкус.

Большое внимание на уроках уделяется подбору необходимых материалов для вышивок, ниток, выбору художественности швов. Дети узнают, что для шитья и вышивания хакасы употребляли шерстяные, бумажные и шёлковые нити. Также нити изготавливали из конопли, из сухожилий и из плёнки аорты животных. Для вышивания использовали  напёрстки "хурчу", его надевали наверх указательного пальца правой руки.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой  особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки  были когда-то магические значения,  которые  "читались" как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными орнаментами.

Основным   источником   вдохновения   мастериц   служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд,  на цветущие в степи ирисы  (в народе их называют пикулькой),  на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Существенным в орнаменте является цвет.

Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета.

Красный - с красным цветом связываются представления о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Голубой - цвет воды, неба.

Зеленый - цвет растений.

Для вышивки надплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный - цвет земли.

Хакасы не любили желтый цвет, ибо он ассоциировался с видом духа – хозяйки малярии и желтухи. Пожилым людям не рекомендовались яркие ткани.

Учащиеся знакомятся с различными видами художественных швов, применявшихся в старинных и современных вышитых изделиях хакасов. Наиболее употребительными и устойчивыми остаются тамбурный шов "созирткен", швы "орбелеп", верхошов, реже строчка с "обвивкой". Из гладьевых швов в хакасской вышивке следует отметить шов "голдырык" (заполняющий). Ажурную изящность придают узору швы орбе и туюхти сасхан. Со швом голдырык связана плотность орнамента. Некоторая расплывчатость, вместе с тем большая живописность орнамента связана с применением гладьевых швов, преимущественно русского происхождения.

Верхняя одежда хакасов украшалась своеобразной радужной вышивкой (чеек)  Чеек представлял собой нашитые вплотную, ряд за рядом, швом (через край), узкие шнурочки, сплетенные на руках из цветного шелка. В декоре чеек сочетались семь цветов, напоминающих радугу: малиновый, желтый, оранжевый, белый, голубой, зеленый и алый. Ширина вышитой дорожки равнялась ширине большого пальца. Этими швами выполнены лучшие изделия хакасского вышивального искусства, им продолжают пользоваться и сейчас. Безусловно, эмоциональная выразительность хакасских вышитых изделий непосредственно зависела от искусности народных мастериц.

Декоративное решение хакасских вышитых узоров создаёт разное зрительное восприятие. На расстоянии яркие узоры на чёрном фоне "вспыхивают" жёлтыми, красными, зелёными, фиолетовыми мерцающими красками. Чётко воспринимаются все мотивы, объединённые в целостную композицию. Вышивка превращает одежду в произведение народного искусства.

Тема отдельного занятия «Орнаментальная отделка народного костюма». Дети знакомятся с видами орнаментов, их функцией "оберега", узнают символическое значение того или иного узора. Всё разнообразие орнаментальных форм, а также способов использования - результат длительного исторического развития, результат многовековых традиций.

Выбор узора для вышивки зависит от места его расположения и материала ткани. Орнаментом украшали бордюры воротника, кайму на подоле, манжетах, нижний бордюр надплечья, линию талии на спинке верхней одежды "секпен" и шубы, кайму на рукавицах, кисетах, линии соединения швов, линии проймы на "сегедеках".

Из символики чисел в декоре костюма, украшений, орнамента необходимо выделить число три, пять, семь, девять, двенадцать. Так состав круглых блях с кораллами посередине на нагрудном украшении "пого" - три, пять, девять, двенадцать. Числовая символика 3,5,7,9 в героическом эпосе хакасов связана с небом.  В орнаментальной системе можно обнаружить различные художественные слои: наиболее древней, состоящей из сочетания простейших геометрических фигур.

Роль и значение орнамента в хакасском искусстве огромны. Он увеличивает эмоциональную выразительность вещи в целом. В основе декоративных особенностей хакасского орнамента лежат устойчивые принципы его художественного языка.

На занятиях учащиеся изучают образцы узоров, получают задание сделать свой эскиз орнамента для вышивки рубахи, платья или фартука. Выполняют основные технологические операции, осуществляют подбор материалов, приспособлений, орудий труда при изготовлении изделий в национальном стиле с использованием художественных национальных орнаментов.

В Республике Хакасия большое внимание уделяется сохранению материальной культуры прошлого. Предметом изучения на уроках «Технологии» и кружках во внеурочное время стала национальная одежда, изделия домашнего убранства, украшения.

Рассказывая  о традиционном хакасском национальном костюме, подчёркиваю, что его характер складывался в течение  многих веков и определялся условиями жизни в силу своих исторических судеб, природных условий и особенностей хозяйственного уклада, связанного со скотоводством. Хакасы не могли ни выращивать хлопок, ни заниматься шелководством. Единственным сырьём для ткачества у них была шерсть. Поэтому в Хакасии издавна бытовала одежда, сшитая из шкур и кож животных и из вяленого войлока. Шёлк, бархат и некоторые элементы украшений были привозными.

Одежду хакасов можно рассматривать с трёх сторон: она была неразрывно связана с практической деятельностью, с их эстетическими потребностями, религиозными верованиями. Интересно само происхождение слова "кип"- жилище для души. Это означает, что хакасы считали одежду жилищем души, а раз так, то существовала необходимость защиты её от злого, неблагоприятного влияния из вне. Значит, одежда выполняла не только практическую и эстетическую роль, но и подчинялась особым правилам религиозных представлений хакасов. Каждое изделие – это, во-первых, результат многолетней кропотливой работы, показатель мастерства и материального благосостояния семьи, во-вторых, реликвия семьи, которое передавалось из поколения в поколение.

«Жилище для души» защищали от злых духов своеобразными оберегами.

Строчки – это линии и границы, ограждающие людей от злых духов. Строчки присутствуют по краям всех деталей одежды: воротник, рукава, низ изделия.

Цветные полоски (тесьма, лента) на сигедек – очищают душу.

Мерлушки на подоле шубы – притяжение богатства, скота.

Вышивка цветами – привлечение души предков к помощи.

Кисти на спинке шубы – корни предков.

Головные уборы и украшения – оберег головы, связь с космосом.

Пого – оберег для души и сердца.

Застежка – запах для мужчин и женщин направо.

Удлинённый низ спинки на платье – оберег от Сатаны.

Большие воротники застежка на петлю – пуговицу (Марха) – притяжение               счастья.

Воротник и пуговицы – хранители души и счастья.

При продаже одежды эти детали одежды нужно было отпороть, чтобы не ушло счастье и сохранилась душа. Женщина не должна появляться на людях с расстегнутым воротником (с распахнутой душой).

Свободный покрой (чем шире, тем богаче, для удобства верховой езды).

Художественное оформление – вышивка, украшение пуговицами, кораллами, бисером, кистями, декоративными строчками, мехом.

Мужская шуба, рубаха – с кушаками длиной 7-9 м (чем длиннее, тем богаче).

Пого обозначает лицо девушки, где глаза, уши, нос, губы вышиты бисером. Люди, наблюдая красоту природы, придумывали цветы.

На пого изображали богиню «Умай» – хранительницу детских душ. «Умай» представляли в виде красивой небесной богини. Сваха, надевая пого, этим самым просила сниспослания детей молодожёнам.

Характерной женской и мужской одеждой бытовала длинное широкое платье "когенёк". Покрой мужского платья от женского отличался только длиной и длинным широким поясом, который опоясывал талию в несколько обхватов и спускался длинными концами бахромы. Самые популярные были пояса с 5-7 разноцветными полосами, длина которых 7-9 метров. У хакасов в недавнем прошлом стремление шить длинный "Хур" означало быть богатым, уважаемым человеком в обществе. Ансамбль женской и мужской одежды дополняли богатые, отделанные дорогим мехом головные уборы.

В  XIX  веке  к хакасам пришла  мода  на  русские кашемировые платки.  Отличительной особенностью ношения этого головного убора у хакасских женщин стала особая манера завязывания платка. Сложенный пополам по диагонали большого размера кашемировый платок повязывается плотно на лобной части головы и завязывается высоко на затылке - так,  что концы платка длинными концами спускаются по спине женщины. Высокий жесткий околыш фиксируется  плотной бумагой.

В способе завязывания платка отражалось семейное положение:

•¾    высокая складка на лбу – замужняя женщина;

•¾    узкая складка – девушка.

•¾    без складки – вдовы и умершие.

Чем богаче и ярче платок, тем почтительнее и богаче считалась женщина. Появляться с непокрытой головой перед родственниками мужа - неприлично

В центре хакасского костюма много солярных символов, в нем отражены идея бесконечности пространства и времени, дана графическая символика диалектики мироздания, символика чисел, геометрические и растительные формы, цвета, чередование стихий, символика природных образов, верования. Все эти элементы происходят из глубокой древности, их можно обнаружить на замечательных памятниках истории на территории Южной Сибири. Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. Это один из красивейших костюмов мира.

На занятиях во внеурочное время учащиеся  изготавливают хакасскую одежду, в школьном музее хранятся полученные экспонаты.

В городе Саяногорске ежегодно проводится выставка декоративно-прикладного искусства,  на которой учащиеся нашего лицея занимают призовые места.  В 2007 году проводился VII городской Краеведческий марафон, посвященный 300-летию добровольного присоединения Хакассии к России, где учащиеся лицея заняли первое место в конкурсе «кукла в национальном костюме», принимали участие в исследовательской работе «Национальный костюм». Основная цель проведения мероприятий -  широкое изучение самобытного стиля хакасского национального костюма, углублённое изучение присущих ему декоративных принципов и создание на этой основе оригинальной современной одежды:  В кабинете "Технология" функционирует выставка "Национальный костюм", по этим костюмам дети наглядно изучают особенности пошива и отделки хакасской и русской национальной одежды.

На занятиях по кулинарии учащиеся изучают "Особенность хакасской национальной кухни". Школьники осваивают технологию приготовления национальных блюд, особенности народных национальных праздников, обряды народов Хакасии.

Своеобразие любой национальной кухни всегда тесно связано с особенностями жизни народа. На уроках по кулинарии учащиеся   знакомятся с хакасскими блюдами и их названиями. Салат из халбы, салат из ухсума (дикий чеснок), салат из махурсума (лук-слизун), хаза (сало лошади), кюйге – студень, хыйма (мясная домашняя колбаса), ахсык- белая пища (молочные продукты). Такие занятия позволяют лучше узнать обычаи коренных народов Южной Сибири. Учатся готовить простейшие блюда национальной кухни. Пишут рефераты на тему «Хакасская кухня».

Задача каждого учителя:

- воспитать внимание и уважение к культурному наследию коренных народов, в котором продолжают жить общечеловеческие морали, ценности;

-подвести ребят к мысли о том, что национальная гордость основывается на чутком отношении к малым народам.

Выполнение этих задач раскрывает перед учащимися богатство культуры народа, помогает им усвоить обычаи, передаваемые из поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

•1.      Кидиенова И.К. «Орнамент хакасов:. Абакан1997г.

•2.      Бутанаев В.Я. «Традиционные культура и быт хакасов». Абакан 1996г.

•3.      Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы. Абакан 2001г.

•4.      Гергук Ю. «Поэтика орнамента». Д.И.1983г.№7.

•5.      Приложение к программе по трудовому обучению с изучением хакасского декоративно -  прикладного искусства. Абакан, 1997г.

•6.      Учебные стандарты образовательных областей национально – регионального компонента. Абакан, 2003г.

•7.      «Школа и производство». Журнал №2,4 2007г.

•8.      Национально - региональный компонент в содержании современного образования: опыт, проблемы, перспективы. Материалы региональной научно - практической конференции, посвященной 60- летию института (Абакан, 5 ноября 2003 г.)

.Абакан-2004.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz