Из опыта работы преподавания экспериментального курса «Твоя профессиональная карьера».

 

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" в качестве одной из важнейших задач выдвигается социализация выпускника школы, помощь ему в скорейшем жизненном и профессиональном самоопределении.

Курс "Твоя профессиональная карьера" призван оказать помощь учащимся в их профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.

По этому курсу я работаю 5 лет, хочу поделиться опытом в своей работе. Программу курса "Твоя профессиональная карьера" скорректировала с расчётом преподавания 1 час в неделю в 9-х классах. Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии являются:

- Получения знания о себе "Образ Я";

- О мире профессионального труда "Анализ профессиональной деятельности";

- Соотнесением знаний о себе со знаниями, о профессиональной деятельности;

Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания – знания о самом себе.

На первом уроке курса "Профессиональная карьера" говорим о внутреннем мире человека и возможностях его познания. Самовыражение личности, проявления своего "Я" – своей индивидуальности может происходить только в деятельности, только в труде. Как познать самого себя? Что скрывается за собственным "Я", знаю ли я себя? На всём протяжении перед каждым человеком, ищущем смысл жизни встают такие вопросы. Именно процесс самопознания, самопостижения и самооткрытия пронизывают всю сознательную жизнь человека.

Сформировать "образ Я" является одним из условий, обеспечивающим школьнику возможность адекватно соотнести свои личные качества с требованиями различных профессий и соответственно эффективно реализовать свой потенциал в будущей профессии.

На уроках с учащимися я работаю по методике "Кто Я?", позволяющей показать значения полноты, самовосприятия и самооценки "Комплексная методика". По результатам методики проводится беседа с учащимися, о взаимосвязи знаний о себе и успешной деятельности человека. Осуществляется работа по методике "Самооценка личности", обсуждаем уровень самооценки: адекватная, завышенная и заниженная самооценки и осознанию её роли при выборе профессии.

Огромную роль в профессиональном становлении играют психические процессы (внимание, память, мышление, воля и т.п.). На занятиях изучаем виды памяти, мышления, проводим мыслительные операции. На уроке "Психические особенности личности" учащихся знакомлю с некоторыми свойствами нервной системы, показываю их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности. Определяем ведущие полушария у учащихся через тесты, и сопоставляем с предыдущими результатами. По окончании занятия отвечаем на вопросы для повторения и закрепления материала.

Соотношение основных типов нервной деятельности лежит в основе темперамента. Немаловажно при правильном выборе профессии знать о темпераменте, проявлении свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности:

--list--•-       Холерический тип;

--list--•-       Сангвинический тип;

--list--•-       Флегматический тип;

--list--•-       Меланхолический тип;

Можно предположить, что темперамент влияет на формирования индивидуального стиля деятельности. Темперамент малоподдающийся изменениям в течении жизни, необходимо учитывать при определении профессионального будущего.

При различных видах и особенностях темперамента акцентирую, что нет худших или лучших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, затем проводим работу по методике Айзенка, "Диагностика темпераментных характеристик". Прежде чем приступить к обработке и интерпретации результата, учащимся ввожу понятия "экстраверсия" и "интраверсия", "амбраверсия". По экспресс методике определяем тип характера.

Экстравертированный тип характеризуется обращённостью личности на окружающий мир. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Интравертированный тип характеризуется фиксацией интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность  к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. И после обработки этих результатов даю характеристику четырём типам темперамента с использованием схемы "Круг Айзенка". Для закрепления темы учащиеся работают с карточками – заданиями "Проявление темперамента в профессиональных ситуациях".

На уроке выделяем типичные ошибки при выборе профессии:

--list--•-       незнание себя;

--list--•-       незнание правил в выборе профессии;

--list--•-       незнание мира профессии;

Обсуждение проводим в форме беседы. В конце занятия учащиеся составляют рассказ "Мои собственные устремления".

Конечно же, правильный выбор профессии связан с учётом состояния здоровья. Если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состоянию здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потери. Существуют вредные, опасные, напряжённые профессии.

На уроке учащиеся знакомятся с основными медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий. Занятия проводятся в форме обсуждения. В ходе беседы делаем вывод, что будущую профессию необходимо выбирать с учётом личного здоровья. Школьники составляют анкету своего здоровья и фиксируют в карте профессионального консультанта. 

"Склонности и интересы в профессиональном выборе". На эту тему отводится два часа, где выявляются ведущие профессиональные интересы и склонности учащихся. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. Определить интересы учащихся помогает методика "Профиль", где определяем 10 направлений профессиональной деятельности. Если интересы можно обозначить словом "Хочу", то склонности – это первый шаг к "Могу". Учащиеся работают с картой интересов, затем проводится интерпретации и обсуждения результатов работы. При отсутствии выраженности интересов у некоторых учащихся выявляются причины (не было пробы сил, недостаточный предшествующий опыт и т.д.) в ходе беседы со школьниками об их профессиональных намерениях, им даются рекомендации для обращения за помощью к психологу. На заключительном этапе учащиеся работают по методике "Опросник профессиональной готовности" (ОПГ). Где предлагается 5 видов деятельности:

•-        человек – человек;

•-        человек – техника;

•-        человек – знаковая система;

•-        человек – художественный образ;

•-        человек – природа.

Это методика Е.А. Климова, где все профессии делятся на типы в зависимости от предмета труда, объекта, взаимодействия. Учащиеся определяют к какой деятельности они более склонны, сравнивают результаты работы по методике ОПГ и с "картой интересов", получаемые результаты фиксируются в карте профессионального консультанта. Для закрепления полученных знаний, школьники отвечают на итоговые вопросы. Решают дополнительные задания.

Делаем вывод с учащимися – для того чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться в трёх вещах. Во первых, определить, каковы ваши профессиональные склонности и интересы. Коротко их называем – "Хочу". Во вторых – оценить, каковы профессионально важные качества: здоровье, квалификация, способности, которые определяют в конечном счёте профессиональную пригодность и возможность – т.е. "Могу". В третьих – необходимо узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря каково сегодня – "Надо". И если Вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то Ваш профессиональный выбор будет удачен.

Для закрепления этой темы провожу на уроке игровую дискуссию "Кто нужен нашему городу?" Учащиеся сами приходят к выводу, что выбирать профессию необходимо с учётом потребностей на рынке труда.

На уроках профессиональной карьеры учащиеся знакомятся с многообразием мира профессий. В начале занятия провожу краткую беседу в форме диалога "Для чего люди трудятся". В труде формируется психика человека, и его нравственные представления. Акцентирую, что труд не только создает материальные и духовные блага, но и служит средством самовыражения и развития личности. Приходим к выводу, что только при правильном выборе профессии в соответствии со своими склонностями и способностями личность совершенствуется и гармонично развивается физически и духовно. Напротив, если ошибочен выбор, то личность не только не развивается, но даже деградирует. 

Для правильного выбора профессии, необходимо знать, какие профессии существуют на рынке труда. Школьники узнают о новых профессиях 21 века. Пишут о них рефераты, выступают с сообщениями. Определяют профессию, должность, специальность при функциональном разделении труда, составляют словарь профессий.

Чтобы разобраться в мире профессии, нужна классификация. У нас в стране используется 4-х уровневая классификация профессора Е.А. Климова. В соответствии с этой классификацией, можно распределить все профессии

По пяти предметам – Т Ч П З Х.

Трём целям:

•-        гностические профессии,

•-        преобразующие профессии,

•-        изыскательные профессии.

По средствам труда:

•-        ручные,

•-        механические,

•-        автоматические,

•-        функциональные (незримые).

По условиям труда:

•-        бытовой микроклимат,

•-        открытый воздух,

•-        необычные условия,

•-        моральные ответственности.

В соответствии с данной классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырёх букв, каждая из которых обозначает соответствующий признак. Учащиеся определяют тип своей будущей профессии, уточняют свой выбор с помощью методики Дж. Голланда "Опросник профессионального предпочтения", основанный на соотнесении типов профессий с индивидуальными особенностями человека. Расшифровка результатов проводится по словарю профессий. В ходе работы выполняются практические задания, учащиеся составляют формулы профессий, личного профессионального плана. В конце года говорим о правилах составления резюме, о рынке труда и его требованиях к профессионалу.

Обобщаем в ходе беседы: На первый план выходят такие личные качества профессионала, как, предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально – профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения, универсальность.

В нашем лицее учащиеся получают помощь по формированию профессиональных планов через консультацию психолога, с которым  учителя предметники работают в тесном контакте. Психолог проводит обработку  результатов тестирования учащихся, что очень важно при правильном выборе профессиональной деятельности молодых людей.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz