Модель выпускника в современном обществе.

 

            Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.

В настоящее время научно обоснованным можно признать постулат о том, что цель педагогического процесса школы – это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры.

Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика, когда забыты законы физики и химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для  самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Можно забыть конкретные правила наук и искусств, но важно помнить, какие нужно выбрать учебники, в которых они находятся, как выписать, упростить и запомнить их с помощью известных приёмов памяти. Это одно из творческих умений. Применяя изученное правило для трудовой деятельности, человек должен продумать не только план работы, но и условия, при которых процесс деятельности и его результаты не нанесли бы вреда ему самому, другим людям в природе. Это уже нравственное умение. Комплексы нравственных и творческих умений образуют соответствующие качества личности.

Человек живёт, к сожалению, один раз. Возникает очень важный вопрос: как следует распорядиться своей жизнью, чтобы в конце её не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет? Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой. Это вовсе не означает, что все должны стать великими композиторами, писателями, инженерами, художниками. Но это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. И таких творческих дел, казалось бы, незначительных, но вместе с тем очень интересных и полезных, великое множеств: воспитание собственных детей, конструирование мебели, создание новых сортов растений, рецептов новых блюд, новых фасонов одежды и многое другое. Каждый человек должен творить в области своих  интересов и на уровне своих возможностей.

В философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность.

          Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития у учащихся мотивации к познавательной творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое. Однако одного желания недостаточно, необходима целая система умений, с помощью которых личность творит. Прежде всего интеллектуальных и практических умений, в основе которых современные методы творческого мышления. И, наконец, немаловажным является эмоциональное переживание успеха в деятельности, которое придаёт человеку уверенность в собственных силах, закрепляет желание творить и формирует положительные доминанты к творческой деятельности. Для выполнения этой цели учителя внедряют на занятиях технологию ученического проектирования – метод проектов. Основная идея метода проектов – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели и выполненную «от всего сердца». Учащийся, участвующий в выполнении проекта, имеет возможность реализовать свои творческие способности. Кроме этого, у учащихся формируется широкий спектр практических умений: постановка проблемы, планирование работы, проведение исследований, сбор данных, технология обработки материалов, анализа и обсуждения результатов, презентация готовых изделий.  Ученик должен понять, что личность может раскрыться только через труд.  Возникает вопрос, каким должен быть выпускник в современном обществе? Прежде всего, творческим, целенаправленным. С духовно богатой и нравственно здоровой личностью. Одной из приоритетных целей в работе педагогов с учащимися является создание условий для развития личности молодого человека, для формирования у молодёжи духовно – нравственного отношения к жизни, воспитания любви и уважения к родной стране, её истории и культуре. Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. Ведь «чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».

Для воспитания творческой, духовной, нравственной модели ученика большое значение придают занятия с использованием регионального компонента.

Осуществляя задачу внедрения как в учебную, так и в воспитательную работу компоненты этно - культурной составляющей учителя технологии разрабатывают и внедряют: методические занятия с использованием регионального компонента «Хакасская национальная вышивка», «Русская вышивка»; уроки кулинарии, где учащиеся изучают: «Особенности хакасской кухни»; « Русская обрядовая  кухня», осваивают технологию приготовления национальных блюд, особенностей национальных праздников, обрядов народов Хакасии.

В нашем Лицее ведется элективный курс по выбору учащихся «Национальные традиции в прикладном искусстве». Проводятся занятия по декоративно- прикладному искусству во внеурочное время в виде кружка, где учащиеся изучают теоретические вопросы с последующим формированием практических навыков и умений. Народное декоративно - прикладное искусство открывает большие возможности для вовлечения учащихся в традиционные виды художественного труда. В центре внимания находятся задачи сохранения народного художественного наследия, его изучения, освоения и использования в сегодняшней жизни.

 В Республике Хакасия большое внимание уделяется сохранению материальной культуры прошлого. Предметом изучения на уроках «Технологии» и кружках во внеурочное время стала национальная одежда, изделия домашнего убранства, украшения.

В центре хакасского костюма много солярных символов, в нем отражены идея бесконечности пространства и времени, дана графическая символика диалектики мироздания, символика чисел, геометрические и растительные формы, цвета, чередование стихий, символика природных образов, верования. Все эти элементы происходят из глубокой древности, их можно обнаружить на замечательных памятниках истории на территории Южной Сибири. Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. Это один из красивейших костюмов мира.

Такие занятия позволяют лучше узнать обычаи коренных народов Южной Сибири.

На занятиях во внеурочное время учащиеся  изготавливают хакасскую одежду, в школьном музее хранятся полученные экспонаты.

В городе Саяногорске ежегодно проводится выставка декоративно-прикладного искусства, на которой  учащиеся нашего лицея занимают призовые места.  В 2007 году проводился VII городской Краеведческий марафон, посвященный 300-летию добровольного присоединения Хакассии к России, где учащиеся лицея заняли первое место в конкурсе «кукла в национальном костюме», принимали участие в научно- исследовательской работе «Хакасская одежда. Жилище для души». Основная цель проведения мероприятий -  широкое изучение самобытного стиля хакасского национального костюма,  углублённое изучение присущих ему декоративных принципов и создание на этой основе оригинальной современной одежды

Задача каждого учителя:

- Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины

- Создать условия для формирования у молодёжи духовно – нравственного отношения к жизни, воспитания любви и уважения к родной стране, её истории и культуре.

- Подвести ребят к мысли о том, что национальная гордость основывается на чутком отношении к малым народам.

Выполнение этих задач раскрывает перед учащимися богатство культуры народа, помогает им усвоить обычаи, передаваемые из поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное, таким образом, формируется целостная модель выпускника школы.

Литература:

•1.      Кидиенова И.К. «Орнамент хакасов:. Абакан1997г.

•2.      Бутанаев В.Я. «Традиционные культура и быт хакасов». Абакан 1996г.

•3.      Бухвалов В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества» Центр «Педагогический поиск»М.2000г.

•4.      Учебные стандарты образовательных областей национально – регионального компонента. Абакан, 2003г.

•5.      Лунина Г. «Народные традиции жизнерадостности» Народное образование-1998 г. №9-10.С.77-78.

•6.      Национально - региональный компонент в содержании современного образования: опыт, проблемы, перспективы. Материалы региональной научно - практической конференции, посвященной 60- летию института (Абакан, 5 ноября 2003 г.) Абакан-2004.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz